Позади первый день рождения, впереди — увлекательные дни с новыми открытиями. Малыш активно развивается, заканчивается младенчество, начинается детство. Главные умения, которые ему помогут, — ходить, говорить и думать. Возраст от одного до двух лет — это время бесконечных открытий и экспериментов.
Период раннего детства (от года до трех лет) характеризуется замедлением роста: за второй год ребенок может вырасти на десять сантиметров, а за третий — на восемь. Этот период делится на три подэтапа:
- От года до полутора лет.
- От полутора до двух лет.
- От двух до трех лет.
Родителям важно знать особенности развития на каждом этапе и применять подходящие воспитательные тактики.
Что новенького
Примерно в год малыши начинают ходить, что делает их более самостоятельными и позволяет исследовать окружающее пространство. Все предметы вокруг нужно потрогать и рассмотреть. Родители должны помогать в освоении пространства, контролируя процесс. Например, если малыш хочет залезть в шкаф, лучше сделать это вместе с ним. Однако если он хочет поиграть с зажигалкой, лучше убрать её подальше. Развитие после года включает изучение ходьбы. Не стоит паниковать из-за падений: кости малыша гибкие, и переломы ему не грозят. Падения помогают совершенствовать опорно-двигательный аппарат. Постепенно малыш осознает, что дверью можно прищемить пальцы, а об угол шкафа больно удариться.
Развитие после года также приводит к появлению новых слов. Хотя кроха еще не может произнести фразу, родители уже понимают его желания.
В этот период стоит упомянуть кризис первого года. Возрастные кризисы отмечают каждую новую ступень в психологическом развитии и становлении самостоятельности ребенка. Основные кризисные рубежи — 1 год, 3 года, 7 лет и 12–14 лет. Последний период, переходный возраст, наиболее длителен и труден, но избежать его не удастся ни детям, ни родителям.
С девяти до восемнадцати месяцев родители могут заметить изменения в поведении ребенка. Веселый и ласковый малыш может начать капризничать по малейшему поводу — это проявление кризиса 1 года. Многие не понимают, что происходит с крохой, и опасаются, что у него плохой характер или он избалован. На самом деле это этап развития.
Кризис 1 года у ребенка связан с тем, что малыш прошел долгий путь от лежачего грудничка до прямоходящего человечка. Он уже маленькая, но сформировавшаяся личность со своим настроением и предпочтениями. Эта бурная деятельность оказывает давление на неокрепшую психику. Иногда ребенок не хочет делать то, что делает, но не умеет выразить свои требования и эмоции. Через полгода малыш научится справляться с собой, и его характер изменится в лучшую сторону.
Причины кризиса одного года
Ранее кроха довольствовался тем, что предлагала мама, но теперь он осознает свои возможности и может настойчиво просить желаемое. Кризис первого года часто проявляется после того, как ребенок научится ходить. Он начинает отделять себя от мамы, с которой долгое время был единым целым. Основная причина кризиса — стремление к независимости и невозможность обойтись без помощи взрослых. Ребенок испытывает трудности, например, не может дотянуться до игрушки или удержаться на ножках, что приводит к плачу и истерикам. Кроме того, растущие зубки могут вызывать дискомфорт и ухудшать настроение.
Как пережить кризисный период
Кризис 1 года у девочек проходит к 1,5 годам, у мальчиков — к 2. Как пройдет этот этап, зависит от родителей. Важно относиться к ребенку как к взрослому, слушать и пытаться понять его настроение и желания. Не заставляйте делать что-то против воли, если это не касается важных вещей, например, приема лекарств или одежды в мороз. Не нужно пытаться накормить ребенка супом, если он хочет кашу, или заставлять играть в кубики по вашим правилам. Правильная организация воспитания и общения поможет ребенку преодолеть сложности становления характера и овладеть новыми знаниями и навыками.
Как выглядит ребенок в 1 год 3 месяца
Физическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
Ребенок уже самостоятельно ходит, хотя может и падать. Если он боится ходить, поддерживайте его. Лучше дать возможность держаться за ваши пальцы, чем просто за руки. К 1 году 3 месяцам малыш способен пройти не менее 20 шагов без присаживания. Большинство детей в этом возрасте встают на ноги самостоятельно.
Малыш легко меняет положение тела — поворачивается и пятится. Может идти и нести в руках мяч, большинство детей начинают это делать в 13 месяцев. Будьте внимательны, когда ребенок начинает ходить. Проверьте маршруты передвижения и уберите все, что может причинить вред. Если вы будете постоянно говорить: «Не трогай, не бери, не ходи», — это сделает ребенка нервным, а вашу жизнь — напряженной. Малыш начинает залезать и карабкаться на диваны и низкие кресла. Половина детей в 15 месяцев может залезть на взрослый стул и слезть с него. Если дать карандаш, он захватывает его всей кистью и может черкать им.
Еда ребенка в 1 год 3 месяца
Ребенок уверенно держит чашку двумя руками и пьет из нее, почти не проливая. Однако поставить чашку на место пока не может, чаще отдает её взрослому.
Он пытается самостоятельно есть густую или наполовину густую пищу ложкой из тарелки, даже если его этому не учили. Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта и ест. Может учиться пользоваться вилкой, но взрослый должен контролировать этот процесс, чтобы ребенок не поранился.
Бытовые навыки ребенка в 1 год 3 месяца
Ребенок снимает обувь, если она не застегнута и не завязана. По просьбе направляет руки под струю воды. После умывания можно учить его вытирать руки полотенцем.
Игра ребенка в 1 год 3 месяца
К 15 месяцам ребенок не тянет несъедобные предметы и пальцы в рот. Игровая деятельность становится более разнообразной: научившись ходить, малыш с удовольствием начинает толкать и тянуть что-либо. Рекомендуется купить тележку на веревочке или с ручкой, которую ребенок может загружать, разгружать и возить за собой. Вслед за показом взрослого он может поставить один кубик на другой и построить домик-башню из двух кубиков. Сначала покажите, а затем дайте возможность построить башню самостоятельно. В 15 месяцев ребенок не берет кубики в рот и не бросает их на пол, а выполняет задание точно.
Кроме того, покажите, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их. Дайте возможность выполнять это упражнение столько раз, сколько он захочет. Не требуйте, чтобы он собирал пирамидку правильно. Главное — отработать навык надевания кольца на стержень. В 15 месяцев ребенок уверенно снимает 4–5 колец пирамидки и может надеть 1–2 кольца (некоторые дети и большее количество) без учета их размера. В 1–1,5 года детей интересуют дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста подойдут безопасные игры, особенно шнуровки. Чтобы такие игрушки доставляли удовольствие, соблюдайте несколько условий. Во-первых, шнуровки не должны лежать с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия, а после прячьте. Во-вторых, помните, что в этом возрасте не существует занятия, которое могло бы увлечь ребенка надолго. Шнурование — совместная игра, здесь необходимо участие взрослого. В-третьих, если ребенок не проявил интереса к игрушке, значит, это ему рано. Предложите игрушку позже — через месяц или два.
То же касается способности различать геометрические фигуры и вставлять предметы друг в друга. В начале второго года жизни необходимо купить наборы игр-вкладышей. Вкладыши — это небольшие предметы, которые нужно вложить в соответствующие отверстия. В зависимости от того, куда именно вкладывается предмет, игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, один в другой и пирамидки. Вкладыши в рамку могут быть плоскими или объемными. Малышу нужно подобрать фигурку к прорези и вставить её. Если фигурка совпала с рамкой, она прочно сядет в своё «гнездышко».
Вкладыши один в другой — это традиционная русская матрешка. Количество предметов, которые вставляются один в другой, различно — от двух-трех до десяти и более. К 15 месяцам 95% детей умеют вставить маленький стаканчик в больший.
Все вкладыши развивают зрительное и тактильное восприятие формы и размера предметов, а также мелкую моторику и координацию движений рук. В некоторых конструкторах для маленьких детей также имеются фигуры для тренировки вкладывания.
Сначала покажите ребенку, как играть с этими игрушками. Возьмите доску-планшет с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте одну из фигур в руки малыша с предложением вложить её в отверстие. Обратите внимание малыша, что если фигурка правильно попадает в свою нишу, то доска становится гладкой. Если ребенок выполняет задание неправильно, проведите его ручкой по фигурке на доске и скажите: «Видишь, получилось неровно, а нужно, чтобы доска стала гладкой». Похвалите ребенка. В возрасте 15 месяцев он может справляться с заданием на вкладывание круга. Также можно продемонстрировать соотношение предметов, например, вытащив меньший куб из большего. Однако вначале ребенок пытается вкладывать предметы друг в друга, применяя силу.
Для игры-тренировки с 1 года 3 месяцев также рекомендуют использовать матрешку с одним вкладышем. Научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Покажите большую матрешку, встряхните её — внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую. Закройте большую матрешку и поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: одна большая, другая маленькая. Спросите ребенка: «Где большая матрешка, а где маленькая?» Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть её. Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки.
Периодически ограничивайте объем игрушек, находящихся перед ребенком, чтобы он мог сосредоточиться на игре. При выборе между случайными предметами и игрушками ребенок этого возраста предпочитает игрушку. Он начинает подолгу играть сам, без присутствия взрослого. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками: кормит куклу, укладывает спать мишку, катает машинку и гудит при этом. Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально-смысловое значение игрушки. Его интересует, что с ней можно делать. Дети любят повторять разные действия с одним и тем же предметом. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать её. Иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут закрепляться примитивные действия. Показывайте, как пользоваться игрушечными молотком, совочком и лопаткой.
Необходимо купить ребенку куклу размером не более 30–40 см. Ученые отмечают одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с куклой. Не стоит опасаться, что игра в куклы повлияет на будущую сексуальную ориентацию мальчика. Первой покупается недорогая кукла из мягких материалов без парика и звуковых эффектов. Кукла должна быть на шарнирах, позволяющих изменять положение конечностей.
Если к году малыш уже освоил кормление мишки и укладывание спать куклы, то после года игровые действия становятся более абстрактными. Ребенок может покормить и куклу, и живую кошку, но не станет кормить с ложечки телевизор.
В играх все чаще подражает бытовым действиям взрослых: «читает» и «разговаривает по телефону», как папа; «подметает и вытирает пол», как мама.
Складывает игрушки и предметы в емкость. Если ваш малыш не хочет этого делать, поиграйте с ним так, как описано в разделе «10 месяцев». Помните, что дети второго года жизни подражают взрослым. Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас стремление к порядку? Трудно воспитывать качества, которыми не обладаешь сам. Если вы неорганизованны, но хотите, чтобы ребенок был другим, постарайтесь чаще наводить порядок в квартире. Многие дети в этом возрасте продолжают бросать предметы на пол. Не стоит поддерживать эту привычку, постоянно поднимая игрушки.
Действия с игрушками сопровождаются эмоциями, которые проявляются в мимике и интонациях голоса. Ребенок часто смотрит на взрослого, особенно в новых ситуациях, привлекая внимание эмоциональными возгласами, мимикой или плачем.
Все чаще использует указательный жест. Показывает рукой и пальцем на что-либо, чтобы вы дали нужную вещь, в ответ на вашу просьбу или для привлечения вашего внимания. Качает головой в знак отрицания — жест «нет». Кивает головой в знак согласия — жест «да».
Любит рассматривать книги с картинками, но чаще просто переворачивает по несколько страниц сразу. Дольше слушает сказки, которые вы читаете с показом ярких картинок. Может показывать знакомые предметы и животных по вашей просьбе.
Понимание речи ребенком в 1 год 3 месяца
В этот период происходит быстрый рост пассивного словаря. Малыш знает имена близких, понимает названия знакомых игрушек и предметов. По просьбе показывает или берет в руки названные предметы. Продолжается развитие способности обобщать. Например, в ответ на просьбу принести мячик ребенок может принести любой мяч, а не только тот, с которым обычно играет.
Понимает слова, обозначающие действия и бытовые ситуации. К 1 году 3 месяцам должен выполнять не менее трех типовых инструкций: найди то-то, принеси то-то, положи на место. Начинает выполнять более сложные, но привычные инструкции: пошли кушать и т.д.
Важно отметить, что малыш понимает смысл инструкций, выполняя их без жестов или показа взрослого.
С увеличением взаимодействия с окружающими предметами возрастает число необходимых запретов. Появляется необходимость различать свои и чужие вещи. Если понимание не развилось в процессе общения, его можно формировать через игру. Например, при сборах на прогулку можно изучить принадлежность вещей.
Однако осуществление запретов затруднено из-за выраженной несговорчивости ребенка и детского негативизма.
Показывает по вашей просьбе 1–2 части тела у себя, другого человека и у игрушки.
Активная речь ребенка в 1 год 3 месяца
Если показать ребенку фотографию матери, отца или другого близкого взрослого, он узнает их. Половина детей в этом возрасте может ответить на вопрос: «Посмотри, кто это?» Называет взрослого на фотографии по имени.
К 15 месяцам в активном словаре должно быть не менее шести простых слов: мама, папа, дядя, дай, на и др. Эти слова означают конкретных людей или действия. Из-за недостатка слов ребенок использует лепетные звукосочетания или нечто напоминающее мычание. Звуки дополняются жестами.
В возрасте от одного до полутора лет ребенок может произносить целые предложения из неразборчивых слов, создавая впечатление стройной, хотя и непонятной речи. Нет смысла просить говорить медленнее, чтобы разобрать слова. Это игра в слова — тренировка произношения.
Полезные советы и ответы на вопросы
Как кормить ребенка в 1,3 года
Питание детей после года значительно отличается от питания до года. Организм растет, функции пищеварительной системы становятся более зрелыми, увеличивается двигательная и познавательная активность. Однако функции печени, желудка и поджелудочной железы еще не работают на полную мощность, что влияет на режим питания, состав пищи и её количество.
Набор продуктов для полноценного питания:
- Мясо — предпочтительны нежирные сорта, например, телятина или говядина. Полезна печень. Колбасы и сосиски лучше исключить.
- Молочные продукты необходимы для растущего организма, особенно кисломолочные — кефир, йогурт. Можно готовить вареники с творогом и сметаной, творожные запеканки.
- Из сыров выбирайте сливочные сорта, проверяйте отсутствие вредных добавок.
- Рыба содержит витамины и легко усваиваемые белки. Можно давать до двух раз в неделю, но икра не рекомендуется из-за жирности.
- Яйца содержат полезные вещества, но являются сильным аллергеном, поэтому их использование должно быть нормированным.
- Каши из овсяной, гречневой, пшенной, ячневой круп очень полезны. Макароны, богатые углеводами, следует ограничить.
- Овощи и фрукты можно включать в рацион, если нет аллергии.
- Хлеб лучше давать из ржаной муки или грубого помола.
- Растительное и сливочное масло обеспечивают необходимые жиры и витамины.
Полезно знать
До полутора лет ребенка можно кормить 5 раз в день, постепенно исключая последнее кормление. В итоге останутся завтрак, обед, полдник и ужин.
Фрукты и овощи измельчаем, супы и каши подаем в крупно протертом виде, мясо и рыбу готовим в виде мягкого фарша, тефтелей, суфле, паровых котлет. Все блюда готовим путем тушения, варки, приготовления на пару, без добавления чеснока, перца и других приправ. Поить малыша нужно из чашки, а кормить с ложечки.
Примерное меню ребенка после года на один день
- Завтрак: блюдо из овощей или каша — 150 г; омлет — 50 г; сок или молоко — 100 мл.
- Обед: суп — 50 г; рыбное или мясное блюдо — 50 г; крупа или пюре — 70 г; фруктовый сок — 100 мл.
- Полдник: кисель или молоко — 150–200 мл; печенье; фрукты — 80–120 г.
- Ужин: каша, овощное блюдо или творожная запеканка — 150 г; кефир — 100 мл.
Четкое выполнение режима кормления способствует слаженной работе пищеварительной системы, формирует хороший аппетит и нормальное количество вырабатываемых ферментов.
Примерно в этом возрасте у малышей появляется желание есть самостоятельно. Во время кормления они тянутся за ложкой, пытаются сами зачерпнуть пищу. Невзирая на первые неуклюжие попытки, маме следует поддержать инициативу ребенка.
Начинать учить ребенка есть самому лучше всего с густой пищи (каши, пюре). После того, как малыш уверенно справится с густой пищей, можно доверить ему есть суп. Полностью самостоятельно съесть обед ребенок способен к полутора-двум годам.
Какой режим дня у ребенка в возрасте 1,3 года
Сон
От 1-го до 1,5 лет ребенок спит 2 раза днем: 1-й сон длится 2–2,5 часа, 2-й — 1,5 часа, ночной сон — 10–11 часов.
Возможно, в этом возрасте ребенок начнет переходить с двух дневных снов к одному, и этот переход может быть трудным. Специалисты рекомендуют чередовать дни с двумя дневными снами с днями с одним, в зависимости от того, сколько малыш спал ночью. Если ребенок спал днем один раз, лучше уложить его пораньше.
Режим малыша включает ежедневные гигиенические мероприятия, уход за полостью рта, прогулки на свежем воздухе, водные процедуры, закаливающие процедуры и гимнастику.
Приучение к горшку
В этом возрасте ребенок начинает более осознанно подходить к туалету. Некоторые дети испытывают дискомфорт от мокрых штанишек, поэтому есть причина начинать приучать к горшку. Готовность ребенка оценивать вам, все дети разные, и контроль над выделениями формируется в течение второго года жизни.
Правила приучения к горшку
Полезно знать
Если вы намерены приступить к приучению малыша к горшку, запаситесь терпением.
Не стоит начинать приучение, если:
- Малыш только что перенес заболевание или болен.
- Семья сменила место жительства.
- Появился еще один ребенок.
- В семье есть конфликты.
Начинайте процесс приучения к горшку в теплое время года, чтобы малыш мог осознать дискомфорт от мокрых штанишек. Это станет открытием для него!
Полезно знать
Для приучения к горшку можно купить специальные трусики-непромокашки. Они создадут дискомфорт, но верхняя одежда останется сухой.
Как выбрать первый горшок
Выберите горшок, удобный для малыша и подходящий по размеру. Некоторые горшки могут быть слишком широкими, и ребенок будет проваливаться в отверстие. Слишком узкое отверстие также не подойдет.
Высокая спинка горшка должна быть удобной для малыша. Для мальчиков выбирайте горшки с завышенной передней частью, чтобы струйка стекала в горшок.
Цвет горшка также важен. Желательно, чтобы он был ярким и с изображениями животных.
Этапы обучения
Сначала поставьте горшок в комнате и познакомьте малыша с ним. Включите горшок в повседневные игры. Например, посадите на горшок куклу и прокомментируйте, что она «делает пи-пи». Затем покажите, что в горшке есть водичка.
Похвалите куклу и вместе с малышом вынесите содержимое горшка в унитаз. Через некоторое время можно посадить на горшок другую игрушку и проделать те же действия.
Покажите малышу, что содержимое его подгузника предназначается для горшка. Снимите подгузник и положите его в горшок.
Откажитесь от одноразовых подгузников в дневное время и наблюдайте, как часто малыш справляет нужду. Записывайте наблюдения и высаживайте ребенка в соответствии с ними.
Если малыш насторожен, можно начать приучение к высаживанию на горшок 2 раза в день.
Стоит знать, что малыши обычно хотят в туалет примерно через 15 минут после питья. Если малыш не испытывает страха перед горшком, высаживайте его после сна, еды и прогулок.
При «удачах» показывайте, что вы рады, когда малыш сходил на горшок. Постепенно радость следует сменить на сдержанную похвалу.
Полезно знать
Признаки, такие как замирание во время игры или сосредоточение, могут свидетельствовать о желании в туалет. Не стоит сразу хватать малыша и тянуть его на горшок.
Горшку стоит выделить определенное место, где он будет всегда в поле зрения малыша. Не ходите за ребенком по дому с горшком, а подводите его к нему.
Если малыш не овладел вербальным общением, обучайте его жестам, чтобы он мог дать понять, что хочет в туалет.
Принципы приучения:
- Заинтересовать малыша ярким горшком.
- Не высказывать отвращения к содержимому горшка.
- Не ругать малыша за «катастрофы».
Родители должны помнить, что главная цель — связать горшок с позитивными эмоциями.
Полезно знать
В освоении туалетного навыка могут быть «откаты», особенно после болезни или стресса. Не стоит отчаиваться, просто возобновите процесс. Обычно на приучение к горшку уходит от 6 до 12 месяцев.
По прошествии этого времени малыши становятся ловкими и самостоятельно добираются до горшка.
Как играть с ребенком в 1 год 3 месяца
Иногда можно наблюдать, как у ребенка целая комната, заваленная игрушками, но интереса к ним нет. Это связано с тем, что игрушки должны быть подобраны с учетом интересов и возраста. Маленькие дети любят копировать взрослых, поэтому предпочитают играть с бытовыми приборами и посудой.
Дети в этом возрасте любят активные игры. Для игры вам понадобятся игрушки, обруч, мячи (большой и маленький), гимнастическая палка, ящик или коробка.
- Для совершенствования навыка ходьбы можно стимулировать малыша яркой игрушкой. Когда он встанет на ножки, поманите его игрушкой, протяните руку, пусть он сделает несколько шагов.
- Держась за обруч, можно приседать вместе с ребенком.
- Для укрепления опорно-двигательного аппарата полезно делать гимнастические упражнения в игровой форме: приседания, сгибание и разгибание туловища, проползание под препятствием, залезание на возвышенность, хождение по ограниченной поверхности, перешагивание через препятствие.
- Малышам нравится катать мяч, бросать его в обруч или корзину.
Также полезно играть в простые сюжетные и ролевые игры, через которые он учится навыкам самообслуживания и общения (кормить кукол, купать их, одевать, катать машинку и т.д.).
Варианты игр с ребенком в 1,3 года
Знакомство с матрешками
Вам нужны складные матрешки 2–3 штуки, удобные для ручки малыша. Покажите, как одна матрешка прячется в другую, погремите.
Картинки и игрушки
Вам нужны картинки (4–5 шт.) крупного размера, изображающие знакомые ребенку объекты: «Собака», «Кукла», «Кошка», «Мяч», «Мишка», «Машина» и игрушки соответствующие картинкам. Положите около каждой игрушки картинку и проговаривайте их названия.
Перчаточные куклы
Знакомьте ребенка с перчаточными куклами. Наденьте на руку куклу и удивляйтесь вместе с малышом. Пусть он поздоровается с ней и поиграет.
В этом возрасте малыш хочет уметь много, но не всё получается, поэтому уделяйте ему больше времени и внимания. Обучайте через игру, рассказывайте и показывайте, и успехи не заставят себя ждать.
Нужно ли идти в поликлинику в 1,3 года
После года нет необходимости посещать поликлинику и участкового педиатра каждый месяц. Плановой вакцинации в 1,3 года не проводится.